КОНКУРС НАУЧНЫХ РАБОТ
Федеральная служба судебных приставов и ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)» объявляет десятый конкурс научных работ, посвященных истории образования, развития института судебных приставов в России и современной деятельности Федеральной службы судебных приставов. Ознакомиться с условиями участия в конкурсе можно в разделе «Конкурсы и фестивали»

ГЕРОЙ ЧЕРНОГО АВГУСТА 42-ГО (В ПРЕДДВЕРИИ ЮБИЛЕЯ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ)

28 апреля 2015

Лето 1942 года. Гитлеровские войска всеми силами рвутся на Кавказ. Один за другим оккупируются населенные пункты Кубани. Вот и Краснодар оставлен советскими войсками, которые с ожесточенными боями и огромными потерями отходят к перевалам Главного Кавказского хребта. Идут бои в окрестностях Горячего Ключа, Хадыженска, фашисты рвутся к Туапсе – им необходимо лишить Черноморскую группу войск стратегически важного морского порта. Тогда эти морские коммуникации Советской Армии будут перерезаны. Начался один из самых тяжелых периодов Туапсинской оборонительной операции.

25 августа 1942 года жители небольшого горного села Полковничье Горячеключевского района стали очевидцами неравного воздушного сражения. На их глазах на советский самолет, у которого заглох мотор, набросились сразу девять фашистских «Мессершмиттов». Объятая пламенем крылатая машина начала разваливаться на части еще в воздухе и врезалась в землю около одной из вершин горы Три Брата. На месте ее падения начал бушевать пожар, не прекращавшийся целых четыре дня.

Когда пламя унялось, несколько жителей села пришли на место падения самолета, но ничего, кроме обломков, им обнаружить не удалось. Хорошенько запомнив координаты. Селяне ушли, чтобы с наступлением мирного времени установить имя безвестного героя. На это понадобились десятилетия…

В начале апреля краевед из села Горское обратился к поисковикам отряда «Кубанский плацдарм», сообщив им о месте воздушной трагедии и передав воспоминания очевидцев. Ребята принялись за работу. Рассказывает Евгений Порфирьев:

- Буквально через два дня мы собрали совместную выездную экспедицию с волонтерами проекта «Территория поиска» и отправились район села Полковничье. С первого же взгляда установили, что лежащие на поверхности и в глубине земли обломки принадлежат самолету И-153. Обратили внимание и на то, что разброс фрагментов боевой машины значителен. Отдельные части мы находили на расстоянии порядка 400 метров от падения кабины. Не сохранилось алюминиевых частей конструкции «Чайка», потому что все они расплавились от высокой температуры возникшего на месте падения самолета пожара. Поэтому нам встречались лишь бесформенные слитки алюминия, в некоторые из них были вплавлены остатки боекомплекта: разорвавшиеся от высокой температуры патроны и стальные звенья пулеметной ленты, а в одном даже обнаружился обугленный фрагмент костных останков пилота. Просеяв буквально через пальцы грунт на месте падения кабины, нам удалось обнаружить парашютную систему, горсть обугленных останков летчика и чудом сохранившуюся одну из петлиц летной гимнастерки с тремя кубарями, что до февраля 1943 года соответствовала званию «старший лейтенант».

Дальнейшее изучение обломков позволило выявить на двух различных фрагментах самолета номера 7501, что соответствовало принятой заводской нумерации самолетов И-153. А на сохранившихся элементах мотора М-62 был найден его заводской номер 3896. Итак, задача экспедиции была полностью выполнена. Мы собрали достаточно информации для начала архивных исследований, которые начались сразу же по возвращении экспедиции в Краснодар.

Благодаря наработанной за три десятка лет нашей поисково-исследовательской деятельности базе данных, было обнаружено боевое донесение, позволившее нам спустя 73 года установить имя пилота.

«Подбит зенитной артиллерией и упал в горах экипаж ст. л-т Кулиш.

25.8.42 г. штурман 482-го истребительного авиационного полка старший лейтенант Кулиш при штурмовке автоколонны противника был подбит огнем зенитной артиллерии (подбит мотор и разбита левая полукоробка), дотянув до села Полковничье, с выключенным мотором решил произвести посадку. В это время неожиданной атакой 9 Ме-110 был сбит в районе Полковничье. На низкой высоте самолет подболтнуло и он, сорвавшись в штопор, врезался в землю и сгорел. Розыск ст. л-та Кулиш результатов не дал».

В тот же день ст. л-т Кулиш был представлен командованием полка к награждению орденом «Красное Знамя» посмертно. Приказ о награждении был подписан по войскам Закавказского фронта 27.10.1942 г. № 029/н:

«От имени Президиума Верховного Совета Союза ССР, за образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество НАГРАЖДАЮ:

Орденом «Красное Знамя»

60. Старшего лейтенанта Кулиш Александра Ивановича, штурмана 482 истребительного авиационного полка. В Отечественной войне принимает участие с 10 декабря 1941 г. Работая штурманом полка проявил много заботы в изучении с летным составом района полетов. Не смотря на частое перебазирование и сразу вылет с нового аэродрома на боевое задание, у летного состава не было ни одного случая потери ориентировки. Лично сам имеет 53 боевых вылета, из них: 32 успешных штурмовки с бомбометанием и 5 разведок в тыл противника, 16 полетов на прикрытие войск, аэродромов, ж/д станций, сопровождение морских судов с десантом. Им лично уничтожено: 8 автомашин с войсками и грузом, подавлен огонь 3 зенитных батарей, 12 повозок, 7 лошадей и 50 солдат и офицеров. Им лично в воздушных боях уничтожен 1 Ю-88 и 1 Ме-110 при взлете во время штурмовки вражеского аэродрома. При штурмовке уничтожено и повреждено при его участии 19 2-х моторных самолетов. Летает умело и уверенно. Имеет благодарности от командования 236 иад и 5 ВА за успешные штурмовые действия по войскам противника. Участник борьбы с белофиннами.

За боевые заслуги в Финляндии награжден орденом «Красное Знамя». За личные боевые подвиги в Отечественной войне и проявленные самоотверженность и героизм достоин награждения правительственной наградой орденом «Красное Знамя» (2-й степени)».

Теперь предстояло установить родственников пилота. Вот что нам удалось узнать.

Согласно данных о безвозвратных потерях личного состава в частях 5 ВА за август 1942 года:

«…482 истребительный авиационный полк:

 

24. Старший лейтенант Кулиш Александр Иванович, штурман полка, 1914 г.р., уроженец Полтавской области, Велико-Кромский район, д. Ломоное. В РККА с 1935 г. Член ВКП(б). Жена – Кулиш Елена Леонидовна, проживала с ребенком по адресу: г. Баку, пос. Монтино, д. 3, кв. 14.

25.08.1942 г. сбит в воздушном бою».

Вероятнее всего, в Монтино семья Кулиш находилась в эвакуации. Как нами было установлено, этот поселок был специально оборудован для проживания семей летчиков. В настоящее время организованы поиски родственников погибшего старшего лейтенанта. Впоследствии будет решен и вопрос о времени и месте захоронения его останков в соответствии с волей родных и близких летчика.

Бои в том районе были очень жестокие: советские войска цеплялись за каждый метр земли, из последних сил отбиваясь от противника. Всеми силами поддерживала сухопутные части Красной Армии авиация 5-й воздушной армии. 25 августа 1942 года группа пилотов 482-го истребительного авиационного полка получила задание штурмовать колонну противника, движущуюся по дороге в направлении Горячего Ключа. Это был один из крайних вылетов полка на Кубани. Уже в начале сентября оставшиеся самолеты И-153 будут переданы в распоряжение 931 ИАП, а пилоты убудут на переформирование и следующий раз окажутся в действующей армии только в июле 1943 года под Курском на новеньких Ла-5.

А пока группа «Чаек» на бреющем полете утюжила повозки и грузовики с немецкими солдатами. Вся дорога оказалась укутана клубами пыли от разрывов РСов и дымом от горящих машин. Ожесточенно огрызались вражеские зенитки. На первом же заходе осколками зенитного снаряда повредило мотор на самолете штурмана полка старшего лейтенанта Кулиш. Он вышел из боя и попытался дотянуть плохо слушающуюся машину на свою территорию. В районе села Полковничье мотор заглох и пилот принял решение сажать самолет на вынужденную посадку. Для этого как нельзя лучше подходит ровная поляна у подножия горы Три Брата вытянутая вдоль берега реки Псекупс. И в этот момент на него накинулись сразу девять вражеских самолетов…

Кстати, изучение архивных документов люфтваффе позволило установить имя немецкого летчика, добившего поврежденную «Чайку» ст. л-та Кулиш. Им оказался пилот 6./ZG1 Ltn. Damm. Спустя полтора месяца 08.10.1942 г. его Ме-110 № 4356 был сбит огнем зенитной артиллерии 395 СД в районе Горячего Ключа. Обгоревшие останки Ltn. Damm и его бортстрелка-радиста Uffz. August Krimker, также были обнаружены нами среди обломков их самолета ранее - в январе 2014 года на берегу Псекупса рядом со станцией Афапостик недалеко от Горячего Ключа.

 

Ольга Толбатова (Пресс-служба УФССП России по Краснодарскому краю)

Время создания/изменения документа: 28 апреля 2015 09:23 / 14 мая 2015 23:42

Версия для печати